понедельник, 27 декабря 2010
30.12.2008 в 20:02
Пишет
Небесный Ящер:
Средневековый Бестиарий.Почему Дьявол подобен дятлу и ежу?
И почему Спаситель подобен выдре и пантере?
Зачем раздеваться перед волком и чему учиться у лягушки?
Это и кое-что еще можно узнать в средневековом Бестиарии!
Кстати, как Вы думаете, кто такой Верблюдобарс? ответы чуть ниже))
П.С. Все миниатюры кликабельны... качество к сожалению везде разное.
 | Миниатюра «Бестиарий»
(кон. 15 в., Национальная библиотека, Париж)
Бестиарий – это сборник с описаниями внешнего вида и повадок некоторых животных. Каждый рассказ сопровождается аллегорическим истолкованием – религиозной или моральной максимой, которую можно извлечь из повадок либо облика того или иного зверя. Средневековые бестиарии, писавшиеся как на латинском языке, так и на местных языках тогдашней Европы восходят к греческому сочинению «Физиолог» |
читать дальше
Миниатюра «Лягушка» (1350, Национальная библиотека, Гаага)
«Физиолог» так описывает лягушку: «Есть лягушка, называемая земною. Фисиолог сказал о ней, что переносит жар и зной солнца, если же дождь захватит ее, умирает; водяные же лягушки, если выйдут из воды и коснется их солнце, тотчас снова в воду погружаются. Итак, уподобились доблестные граждане земной лягушке: ибо переносят они жар испытаний, и если их сильная буря захватит, или гонение, то за добродетель умирают, а (люди) мирские суть водяные лягушки: если коснется их солнце, или жар искушения, быстро вновь погрязают в ту же самую вязкую страсть». | |
 | Миниатюра «Волки» (ок. 1230, Британская библиотека, Лондон)
Вверху – волк с волчатами; внизу – человек снял с себя одежду, зная, что волк не нападет на обнаженных людей, Он стучит камнем о камень: это еще один способ отпугивать волков. Согласно «Этимологиям» епископа Исидора Севильского (ок. 570–636), у волков, «как и у львов, сила их в ногах, и кого волк прижмет ногой, тому не жить. … Сельские жители говорят, что человек лишается голоса, если волк первым заметит его присутствие. Как только волк почувствует, что его заметили, он оставляет свирепую дерзость… В Эфиопии водятся волки с гривой на шее, настолько пестрые, что, говорят, нет ни одного цвета, которого бы у них не было». |
Миниатюра «Дятел» (1350, Национальная библиотека, Гаага)
«Физиолог» так описывал свойства дятла: «Дятел пестра птица есть. Живет же в горах и ходит на кедры и клюет носом своим. Да где налезетъ мякко древо, ту творит гнездо свое». Так и дьявол борется с людьми, заключает «Физиолог». И когда в ком-то найдет слабость и пренебрежение к молитвам, то войдет в него и угнездится. Если же в другом найдет крепость, то бежит от него. |  |
 | Миниатюра «Кукушка» (1350, Национальная библиотека, Гаага)
Миниатюра из обстоятельной естественной истории церковного старосты и писателя Якоба Ван Марланта (1235–1300) «Цветы природы». «Физиолог» так описывает свойства и привычки кукушки: кукушка подкладывает свои яйца «в чужие гнезда, где подобны яйцы ея видом с яйцами оных птиц якоже рябовыя, сраковыя, кессовые» (то есть похожи на яйца рябчиков, сорок и соек). |
Миниатюра «Ласточки» (1230–1240, Британская библиотека, Лондон)
Миниатюра из Бестиария Харли иллюстрирует следующий рассказ о ласточке: «Ласточка, когда зима прошла, весною является, на рассвете щебечет и будит спящих, и на работу зовет. И совершенные аскеты, когда пройдет зима телесная, и всякое желание плотское угаснет, тогда чистые от ложа своего просыпаясь, воспоминают по утрам, воспевая, речения Божий и исполняют на себе реченное в Писании (Ефес 5:14): «Возстани спяй и воскресни от мертвых и осветит тя Христос»… Рождает (она) однажды, а более не рождает. Спаситель мой однажды был носим во чреве, однажды рожден, однажды погребен, однажды воскрес из мертвых». |  |
 | Миниатюра «Бобр» (нач. 19 в., Институт истории СО РАН, Новосибирск)
Миниатюра из лицевого сочинения Космы Индикоплова «Христианская топография» (547–549 гг.) иллюстрирует традиционное описание бобра («Физиолог»): «Есть животное, называемое бобр, очень кроткое и спокойное. Половые же части его с успехом употребляются для врачевания. Когда его преследует охотник, а он поймет, что попадается (тому в руки), он откусывает их и бросает охотнику. Если же он попадется другому охотнику, то бросается бобер на спину, и охотник, поняв, что он не имеет половых частей, уходит от него. Итак, и ты, гражданин, то, что (есть добыча охотника), отдай ему. А охотник (это) диавол. Блуд в тебе или прелюбодеяние или сребролюбие да не будут. Отсеки таковые и дай охотнику, и оставит тебя, дабы и ты сказал: «Душа наша, яко птица, избавися от сети ловящих» (Пс 123:7)». |
Миниатюра «Пахота на волах» (10–12 вв., Британская библиотека, Лондон)
Епископ Исидор Севильский (ок. 570–636) в своем труде «Этимологии» не делает разницы между волами и быками и пишет о них так: «Исключительна любовь быков к собратьям. Ведь один ищет другого, с кем привык тянуть плуг в одной упряжке, и если случайно лишится товарища, частым мычанием выражает нежную привязанность к нему». |  |
 | Миниатюра «Дивий вол» (нач. 19 в., Институт истории СО РАН, Новосибирск)
Миниатюра из лицевого сочинения Космы Индикоплова «Христианская топография» (547–549 гг.) иллюстрирует описание «дивного вола» («Физиолог»): «Дивий вол подобен видом волу, а хвост что у коня, аще зацепит хвост за древо или за камень, станет неподвижен, не хотя ни единого власа погубити». |
Миниатюра «Слон, рысь, ноздророг» (нач. 19 в., Институт истории СО РАН, Новосибирск)
«Физиолог» очень подробно описывает слона: «Есть животное, называемое слон. У этого животного нет желания совокупления. Итак, если желает родить детей, идет на восток, в близость рая. Есть же там дерево, называемое мандрагора. Итак, с самкою приходит самец, и самка сперва берет от дерева, и дает и своему самцу, и заигрывает с ним, доколе и он не возьмет, а съев, самец тотчас сходится с самкою, и во чреве приемлет. Итак, когда время приходит родить ей, идет в озеро воды, пока вода не дойдет до сосцов ее. И таким образом, наконец, рожает дитя свое на воде, и идет к сосцам матери и сосет. Слон же ее рожающую стережет от змеи, так как змея враждебна слону. Итак, если находит змею, топчет ее и убивает. Природа же слона такое имеет действие. Если падает, не может встать, ибо не имеют суставов колена его. Как же он ложится? Если хочет спать, прислонившись к дереву, так спит. Итак, индийцы, зная свойство слона, идут и подпиливают немного дерево. Итак, приходит слон прислониться, и, как только прикоснется к дереву, падает дерево вместе с ним. Упав же, не может встать. Итак, начинает рыдать и кричать. И слышит другой слон и приходит помочь ему, и не может поднять упавшего. Затем кричат оба, и приходят другие двенадцать, и эти пришедшие не в состоянии поднять его. Затем кричат все. Позднее же всех приходит малый слон и подкладывает хобот свой снизу под слона и поднимает его. Есть же у малого слона такое свойство: если покуришь его волосами или костями в каком-нибудь месте, ни демон, ни дракон не входит туда, ни какое-либо иное зло не находится там». |  |
 | Миниатюра «Саламандра» (1350, Национальная библиотека, Гаага)
«Физиолог» сообщает о саламандре: «Написано (Ис 43:2), что «и аще сквозь огнь пройдете, пламень не опалит вы». Фисиолог сказал о саламандре, что если она входит в печь огненную, то погашает ее, и если в топку банную входит, погасает вся баня. Итак, если саламандра гасит огонь своею фисиологией, насколько более соответственно это для праведных, которые ходили по (путям) справедливости, и угасили огонь и заградиша уста львов (Евр.,11. 33). Итак, хорошо Фисиолог сказал о саламандре». |
Миниатюра «Пантера» (1450, Музей Меерманно-Вестренианум, Гаага)
«Физиолог» говорит о пантере: «Пророк пророчествовал и сказал: «Бых я яко панфирь Ефремови» (Осия, 5:14). Фисиолог сказал о пантере, что она имеет такое природное свойство: всем зверям она весьма дружественна, но враг дракону. Вся пестра она, как хитон Иосифа. Спокойна (она) и весьма ласкова; если поест и насытится, спит в норе своей и на третий день просыпается от сна своего, и вопит великим голосом крича, и дальние и ближние звери слышат ее голос, а от голоса ее всякое благовоние ароматов исходит, и звери пойдут на благовоние запаха пантеры и прибегут ближе к ней. Так и Христос, пробужденный в третий день и восставший из мертвых, всяким благовонием стал нам, дальним и ближним миролюбивым. Вся пестра же мысленная премудрость Божия (Ефес 3:10: «многоразличная премудрость Божия»), как и Псалмопевец сказал: «Предста царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена» (Пс. 44.10), которая есть Церковь. Многоразличен есть Христос, Сам будучи девственность, воздержание, милосердие, вера, добродетель, великодушие, согласие, мир (Галл 5:22)». |  |
 | Миниатюра «Жираф» (1350, Национальная библиотека, Гаага)
Епископ Исидор Севильский (ок. 570–636) в своем труде «Этимологии» описывает жирафа таким образом: «Верблюдобарс назван так, потому что, хотя, подобно барсу, он испещрен белыми пятнами, шеей скорее походит на коня, ноги у него бычьи, голова же верблюжья. Он водится в Эфиопии». А русские рукописные сборники 18 в. по естествознанию добавляют подробности: «Верблюдопардус зверь лютый главу имеет подобно верблюду протчее же пардусовы, ноги песии пестрыи пригожи, обретается в эфиопии и африце». |
Миниатюра «Цапли» (1230–1240, Британская библиотека, Лондон)
Епископ Исидор Севильский (ок. 570–636) в своем труде «Этимологии» описывает цаплю таким образом: «Диомедовы цапли – птицы, названные в память о спутниках Диомеда, превращенных, как рассказывают легенды, в птиц, похожих видом на лысух, величиной на лебедей, белоснежного цвета, с большими твердыми носами. В Апулии, на Диомедовом острове, они населяют каменистые берега и скалы. Они различают своих и инородцев. Ведь если к ним подходит грек, они приближаются к нему и ласкаются; если же чужеземец, они налетают на него и ранят своими кдювами, жалобно крича, словно страдая, то ли из-за собственного превращения, то ли из-за гибели царя. Ведь Диомед был убит иллирийцами» (т.е. не греками). |  |
 | Миниатюра «Выдра» (1200–1210, Британская библиотека, Лондон)
«Физиолог» описывает выдру таким образом: «Есть животное называемое выдра, имеющее вид собаки. Оно враждебно крокодилу. Крокодил, когда спит, рот открытым имеет, и выдра идет и мажет себе все тело глиною. И когда высохнет глина, прыгает в пасть крокодила, и поедает внутренности его. Итак, подобен крокодил диаволу, а выдра принимается за лице Спасителя нашего. Ибо приняв земное бытие и плоть, сошел Он во ад и разрешил скорби смерти и воскрес тридневен». |
Миниатюра «Крокодил» (1450, Музей Меерманно-Вестренианум, Гаага)
Епископ Исидор Севильский (ок. 570–636) в своем труде «Этимологии» так описывает крокодила: «Крокодил назван так по желтой окраске. Это четвероногое животное обитает в Ниле, живет и на суше, и в воде. Они вооружены огромными зубами и когтями, а кожа их так прочна, что нечувствительна даже к сильному удару камнем. … Рыбы, имеющие шипы и заострения на спине, убивают крокодилов, разрезая своим гребнем их нежное брюхо». |  |
 | Миниатюра «Дельфин» (1400-1425, Национальная библиотека, Копенгаген)
Епископ Исидор Севильский (ок. 570–636) в своем труде «Этимологии» так описывает дельфинов: «Нет в море животных, быстрее них, ведь, по большей части прыгая, они обгоняют плывущие на всех парусах корабли. Когда дельфины резвятся в волнах и, выпрыгивая из воды, вниз головой бросаются в громаду волн, они наглядно предсказывают бурю. … В Ниле живет род дельфинов с зазубренной спиной. Эти дельфины убивают крокодилов, снизу рассекая их мягкое брюхо». |
Миниатюра «Гиена» (1450, Музей Меерманно-Вестренианум, Гаага)
В верхней части миниатюры – сцена охоты на гиену, в нижней – гиена разрывает могилу и вытаскивает труп, чтобы съесть его. «Физиолог» так описывает это животное: «Закон говорит: «Да не ясте гиену ниже подобное ей» (Второз 14:8). Фисиолог сказал о ней, что она мужескоженского пола: иногда мужеского, иногда женского; оскверненное животное она, так как меняет свою природу. Поэтому и Иеремия (12.9) говорит: «Не вертеп ли уенин достояние мое мне». Итак, да не уподобишься и ты гиене (и тем), о которых божественный апостол сказал с порицанием: «Мужи на мужех студ содевающе» (Римл 1:27)». |  |
 | Миниатюра «Медведь» (1450, Музей Меерманно-Вестренианум, Гаага)
Епископ Исидор Севильский (ок. 570–636) в своем труде «Этимологии» рассказывает о свойствах медведей: «своим ртом он придает форму детенышам. Ведь, как говорят, у медведей рождается бесформенный плод, некая плоть, которой мать, облизывая, придает форму тела. Поэтому сказано: «Так медведица, родив, лепит плод языком», Это происходит из-за преждевременных родов: медведица рождает на тридцатый день. Поэтому и получается нечто бесформенное. Голова у медведей слабосильна; главная мощь в плечах и пояснице; поэтому иногда они ходят выпрямившись». |
Миниатюра «Еж» (1300, Национальная библиотека, Копенгаген)
Рассуждение «Физиолога» о еже: «Фисиолог сказал об еже, что (это) животное малое, (форму имеющее шара,) все усеянное иглами. Добывает же оно корм себе так: идет в виноградник и восходит на гроздь, и срывает виноградины, и бросает на землю, и бросается (сам) на спину, и насаживаются виноградины на иглы его, и несет (он их своим) детям, и оставляет грозди пустыми на лозе. Итак и ты, о гражданин, приступай к мысленной лозе истинной (Иоанн., 15.1), которая есть Христос истинный Бог. И сообрази, как допустил ты злого духа войти в сердце твое и разрушить твое доброе гражданство и рассеять, и иглами смерти тебя обмануть, так что (ты) разделил гражданство противным силам, и, подобно лозе, он (т.е. диавол) оставил (тебя) пустым, не имеющим в тебе вовсе ростка. … Итак, правильно Фисиолог к нам применил свойства животных в боговдохновенном Писании». |  |
 | Миниатюра «Куропатка» (1230–1240, Британская библиотека, Лондон)
На миниатюрах из английского Бестиария изображены: вверху – куропатки, отвлекающие врага от своих хорошо спрятанных гнезд; внизу – куропатка, ворующая яйца из чужого гнезда, чтобы высидеть их самой. «Физиолог» сообщает о куропатке, что она «чужие яйца высиживает и выводит птенцов, и когда они вырастут, каждая порода (их) улетает и удаляется ко своим, и ее одну оставляют. Так и диавол похищает род младенцев сердцами. Если же они придут в меру возраста, начинают узнавать собственных своих родителей небесных, то есть Господа нашего Иисуса Христа и Церковь, и апостолов, и пророков, и к ним идут». |
Миниатюра «Грифон» (кон. 15 в., Национальная библиотека, Париж)
Миниатюра из манускрипта «История Александра», иллюминированной во фламандском стиле в мастерской Жана де Воклена. Епископ Исидор Севильский (ок. 570–636) в своем труде «Этимологии» рассказывает о грифонах (грифах) таким образом: «Грифы так называются оттого, что это животные как бы пернатые и четвероногие. Это род диких животных, обитающих в Гиперборейских горах, всем туловищем – львам, а крыльями и ликом они подобны орлам и крайне враждебны к лошадям» |  |
 | Миниатюра «Четыре грифона» (первая четверть 13 в., Национальная библиотека, Париж)
Миниатюра из кастильской рукописной книги Беата Лиебанского «Комментарии к Апокалипсису». Согласно легендам, грифоны, или грипсосы с моря собирают крыльями солнечную зарю, заслоняют крыльями солнце и летают без устали 40 дней («Физиолог»: «егда синеть слнце вь гльбину водьную и покажеть се зара сльначная вь воде, тогда распростреть криле свои и сабыраеть зару слначну и глаголють: прииды, светодавче, даждь миру светь, якоже даде и бжсатьво»). Известны и грифалы, живущие на некоем острове. «И подле того острова лежит златая гора, того оубо злата никтоже может взяти ради драконовъ и грифаловъ, те бо того злата стрегутъ» («Луцидариус»). Древнегреческий историк Геродот, ссылаясь на Эсхила, у которого впервые сообщается это предание, пишет: «На севере Европы, несомненно, находится золото в огромном количестве; но как оно добывается, я не могу и этого сказать с достоверностью. Говорят, что одноглазые люди, аримаспы, похищают его из-под грифов». О том же, кажется, повествует и русский азбуковник собрания Д.В.Пискарева: «Аримаспи, люди о едином оце, а живут в татарских землях, а воюются с грифъ за жемчюг и за злато». |
Миниатюра «Агнец Апокалипсиса» (14 в., Британская библиотека, Лондон)
На миниатюре из французской книги Откровения Иоанна Богослова изображен агнец с семью глазами и семью рогами, означающих семь даров Святого Духа. Так в Откровении Иоанна Богослова представлен Христос: «И увидел я, что посреди престола и четырёх живых существ и посреди старейшин стоит агнец, как бы закланный, с семью рогами и семью глазами; глаза эти означают семь духов Бога, посланных во все концы земли» (Откр 5:6). . |  |
URL записи
@темы:
books,
something strange