24.04.2010 в 21:53
Пишет Ellaahn:О логике
Есть предложение вспомнить основы логики. Формальной. Которую кто-то знает в соверешенстве, кто-то когда-то изучал и подзабыл, а кто-то и не изучал вовсе.
Думаю для подобного сообщества это будет логично
теория
1) истинно лишь то, что познано, проверено и доказано;
2) расчленять сложное на простое;
3) восходить от простого к сложному, от более очевидного к менее очевидному;
4) исследовать предмет во всех деталях.
Наше общество придает большое значение знанию (особенно тайному, но это уже совсем другая история). Однако информация ценна не просто сама по себе, а только в том случае, если она помогает верно ориентироваться в окружающем мире. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых приводит к верным результатам. Есть знания, истинность которых очевидна, которые не нуждаются в доказательстве. Такие, например, суждения, как: "Я ощущаю, что на улице холодно", отражают факты, которые человек познает в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом .
Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых видна опосредствованно, т.е. через посредство других знаний. Все те факты, которые совершаются в нашем отсутствии (например, прошедшие или будущие явления) могут быть познаны только опосредствовано. Опосредствованное знание доказывается, делается убедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных, а это осуществляется на уровне абстрактного мышления. Чувственное отражение является основой абстрактного мышления, которое позволяет познавать законы мира, сущность предметов. Абстрактное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами(например, "дерево", "самолет") или группой слов, например, "студент гуманитарного института", "космический корабль" и др.
Суждение представляет собой форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения бывают простыми и сложными. Пример простого суждения: "Колорадский жук опустошает картофельное поле". Пример сложного суждения: "Наступила осень, и лебеди улетают".
Умозаключение - это такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение. Виды умозаключений и изучает логика. Приведем пример.
Все металлы - вещества
Железо – металл
------------------------------
Железо - вещество
Первые два суждения, которые находятся над чертой, называются посылками, а третье суждение называется заключением.
Формальная логика изучает объективно сложившуюся структуру мыслительного процесса, установившиеся связи понятий и суждений при выведении нового знания в умозаключениях. Задача формальной логики - установить правила обеспечения стройности и последовательности истинного мышления. Не охватывая всех сторон познавательного процесса, формальная логика не представляет собой всеобщего метода познания. Законы этой науки остаются специфическими законами мышления, они не распространяются на всю окружающую действительность.
Итак, логика (в наиболее широком понимании ее предмета) исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности.
Общепринятым в современной логике является так называемый язык логики предикатов.
Важное значение для выявления логической формы мыслей при анализе естественного языка имеет смысловая или семантическая характеристика языковых выражений. В этом плане в формальной логике используются две группы терминов дескриптивные и логические.
Дескриптивные термины (лат.descriptic- описание) - это имена предметов, предикаторы и функциональные знаки. Они выражаются словами естественного языка и на данный момент речемыслительной деятельности адекватно отражают предмет мышления.
Имена предметов - это слова или словосочетания, которые обозначают отдельные предметы или классы однородных предметов.
Предикаторы - это языковые выражения, которые обозначают свойства или отношения, наличие которых в суждениях утверждается или отрицается.
Функциональные знаки - это принятые обозначения предметных функций, операций ( Sin a , "+" и др.).
Логические термины заменяют в естественном языке определенные союзы (логические постоянные, или логические константы).
Ну в общем вводная часть закончена. Если хотите, будем продолжать.
При подготовке материала использовались интернеты, конспекты и даже (ахтунг!) временами мозг докладчика.
URL записиЕсть предложение вспомнить основы логики. Формальной. Которую кто-то знает в соверешенстве, кто-то когда-то изучал и подзабыл, а кто-то и не изучал вовсе.
Думаю для подобного сообщества это будет логично
теория
В человеческом обществе логика развивалась с древних времен, совершенствуясь параллельно развитию общества в целом. Истоки ее относят к Древнему Китаю, Индии, Египту, откуда вскорости она распространилась по всему миру. Мы не будем останавливаться подробно на рассмотрении истории логики, поскольку это не является нашей целью, но если у кого-нибудь возникнет желание изучить/осветить этот аспект – милости просим))).
Стоит лишь упомянуть о четырех основных правилах любого научного исследования (что, как мне кажется особо актуально для сообщества посвященного Вулкану и его обитателям) сформулированных в свое время Р. Декартом, но верных и по сей день:
Стоит лишь упомянуть о четырех основных правилах любого научного исследования (что, как мне кажется особо актуально для сообщества посвященного Вулкану и его обитателям) сформулированных в свое время Р. Декартом, но верных и по сей день:
1) истинно лишь то, что познано, проверено и доказано;
2) расчленять сложное на простое;
3) восходить от простого к сложному, от более очевидного к менее очевидному;
4) исследовать предмет во всех деталях.
Наше общество придает большое значение знанию (особенно тайному, но это уже совсем другая история). Однако информация ценна не просто сама по себе, а только в том случае, если она помогает верно ориентироваться в окружающем мире. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых приводит к верным результатам. Есть знания, истинность которых очевидна, которые не нуждаются в доказательстве. Такие, например, суждения, как: "Я ощущаю, что на улице холодно", отражают факты, которые человек познает в процессе непосредственного физического взаимодействия с объектом .
Кроме непосредственных знаний, есть знания, истинность которых видна опосредствованно, т.е. через посредство других знаний. Все те факты, которые совершаются в нашем отсутствии (например, прошедшие или будущие явления) могут быть познаны только опосредствовано. Опосредствованное знание доказывается, делается убедительным, очевидным при помощи знаний непосредственных, а это осуществляется на уровне абстрактного мышления. Чувственное отражение является основой абстрактного мышления, которое позволяет познавать законы мира, сущность предметов. Абстрактное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами(например, "дерево", "самолет") или группой слов, например, "студент гуманитарного института", "космический корабль" и др.
Суждение представляет собой форму мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения бывают простыми и сложными. Пример простого суждения: "Колорадский жук опустошает картофельное поле". Пример сложного суждения: "Наступила осень, и лебеди улетают".
Умозаключение - это такая форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам получается заключение. Виды умозаключений и изучает логика. Приведем пример.
Все металлы - вещества
Железо – металл
------------------------------
Железо - вещество
Первые два суждения, которые находятся над чертой, называются посылками, а третье суждение называется заключением.
Формальная логика
Формальная логика изучает объективно сложившуюся структуру мыслительного процесса, установившиеся связи понятий и суждений при выведении нового знания в умозаключениях. Задача формальной логики - установить правила обеспечения стройности и последовательности истинного мышления. Не охватывая всех сторон познавательного процесса, формальная логика не представляет собой всеобщего метода познания. Законы этой науки остаются специфическими законами мышления, они не распространяются на всю окружающую действительность.
Итак, логика (в наиболее широком понимании ее предмета) исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности.
Язык формальной логики
Общепринятым в современной логике является так называемый язык логики предикатов.
Важное значение для выявления логической формы мыслей при анализе естественного языка имеет смысловая или семантическая характеристика языковых выражений. В этом плане в формальной логике используются две группы терминов дескриптивные и логические.
Дескриптивные термины (лат.descriptic- описание) - это имена предметов, предикаторы и функциональные знаки. Они выражаются словами естественного языка и на данный момент речемыслительной деятельности адекватно отражают предмет мышления.
Имена предметов - это слова или словосочетания, которые обозначают отдельные предметы или классы однородных предметов.
Предикаторы - это языковые выражения, которые обозначают свойства или отношения, наличие которых в суждениях утверждается или отрицается.
Функциональные знаки - это принятые обозначения предметных функций, операций ( Sin a , "+" и др.).
Логические термины заменяют в естественном языке определенные союзы (логические постоянные, или логические константы).
Ну в общем вводная часть закончена. Если хотите, будем продолжать.
При подготовке материала использовались интернеты, конспекты и даже (ахтунг!) временами мозг докладчика.
@темы: logic